Санкт-Петербург
Москва Санкт-Петербург Мурманск Тверь Краснодар Волгоград Ростов-На-Дону Казань Киров Нижний Новгород Пермь Екатеринбург Тюмень Красноярск Саратов

Старшие студийцы отыграли Техпрогон



Воскресное утро – девять часов. Вестибюль культурного центра уже до отказа заполнен детьми. Звери не спят. К зеркалу вприпрыжку скачут две рыженькие белочки. Пребывая в сонной задумчивости, медведь неспешно пересекает фойе. На ухо ему жужжит звонкая пчела. Ежик терпеливо приглаживает особенно бойкие колючки. Это самые маленькие из сегодняшних «старших» студийцев (Пушкинская 20) настраиваются на технический прогон. Они показывают на большой сцене этюд «Ёжикина скрипка».
           Какое значение имеет Технический прогон для учеников студии «Я-Актер!»? Для ребят это, прежде всего, полноценная работа на профессиональной сцене – со звуком, светом, реквизитом. Раздвигаются тяжелые кулисы, яркие софиты светят в глаза. Директор театральной школы «Я-Актер!» Илья Златьев уверен – волнительная атмосфера пойдет студийцам на пользу.
           «Детям необходим выход на сцену. Некоторые вещи невозможно объяснить без практики – кого-то на сцене слепят софиты, он нервничает и места себе не находит, а кто-то даже не обращает внимания на обстановку. Или, к примеру, происходит непредвиденная ситуация – партнер пропускает текст, а с ним и несколько мизансцен. Как выпутаться? Нет времени обдумать, надо решать на месте. Внутреннее чувство ответственности вырастает в одно мгновенье – невозможно попросить начать все сначала! Это и есть то самое существование “здесь и сейчас”, без которого нет актёра», – поделился Илья.
           Гаснет свет в зале. Шорохи, толчея за кулисами – первая группа «яактёров» готовится к выходу. Все выступления проходят в шесть блоков. На строгий и справедливый зрительский суд представляют работы 36-ти групп под руководством шестнадцати чутких педагогов. Бессменная ведущая Технического прогона – обаятельная худрук школы «Я-Актёр!» Евгения Латонина рассказала, чем же принципиально отличается технический прогон старших «яактёров».
           «Взрослые ребята традиционно делают более сложные вещи, у них выше степень осознанности, больше понимания и зачастую опыта. Сегодня на сцену выйдут студийцы с приличным стажем обучения. Но Техпрогон – экзамен не только для самих детей, но и для наших педагогов. Мастера утверждаются в своей мысли, получают результат – верно ли подобраны материал, музыкальное сопровождение, хореография, роли. От руководства школы исходит ответный message. Техпрогон – обмен опытом и знаниями между детьми, преподавателями, руководством и конечно родителями», – подчеркнула Евгения.
           Технический прогон развивался стремительно, блок за блоком. Звери на сцене сменялись юнгами, юнги казаками, казаки принцессами, принцессы – буквами алфавита. Классика русской и зарубежной литературы перемежалась со сказочным сюжетами и пластическими этюдами. Каждый зритель нашел себе материал по вкусу.

           На зрительский суд были представлены и произведения собственного сочинения. Преподаватель студии на Коменданстком пр. Македоний Киселев не ограничивает своих учеников в фантазии. Они работают с педагогом не только как актеры, но и как сценаристы и даже как режиссеры. Под руководством мастера студийцы составили уникальный текст «Наш Пушкин» на основе творчества «солнца русской поэзии» и абсурдиста Даниила Хармса.
«Мы с ребятами сами подбираем материал, перерабатываем его и ищем новые формы для уже известного зрителю содержания. Интересно наблюдать, как живет и развивается текст, и как вслед за ним оживают содержание и актерская игра. Известно, что артисту всегда интересней попробовать себя в новом качестве», – считает Македоний.
           Преподаватель Мария Калашникова (студия на Ладожской) сторонник более традиционного подхода к выбору материала. Для неё важнее психологическая составляющая Технического прогона – раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Поэтому для работы она выбрала произведение “Всё о нас, весело!”, исполненное на клоунский манер. «Спасибо всей театральной семье “Я-Актёр!” за уникальную возможность, вывести наших талантливых ребят на профессиональную площадку, прочувствовать атмосферу, понять, что же происходит по ту сторону сцены, подготовиться к выходу и наконец, выйти и покорить зал! Самое ценное, что мы делаем – помогаем преодолеть трудности, почувствовать себя увереннее, даём возможность мыслить шире», – поделилась Мария.
           Техпрогон – ещё и возможность поговорить с ребятами о наболевшем. Работа студии на Приморской (педагог Анна Бобер) тому подтверждение. Группа подготовила постановку , основанную на стихотворении Бориса Заходера «Буква Я». Всем знакомая и внешне безобидная история о взбунтовавшейся букве продемонстрировала студийцам и зрителям, как важно работать сообща и быть одной семьёй.
«Сложно, будучи актером, «прибрать» своё «Я», не зацикливаться на собственной уникальности. В моей студии занимаются ребята разных возрастов. Каждый чувствует себя значимым – и малыш и подросток. Мне важно было дать им именно этот материал, чтоб они поняли – прежде всего, мы одна команда! Мы помогаем друг другу, а не перетягиваем одеяло на себя», – считает Анна.
           «Буква Я» выполнена в жанре упражнения по сценической речи. В дальнейшем ребята смогут поучаствовать с этим материалом на фестивалях в номинации «Художественное слово».
В финальном блоке зрители в зале неожиданно осознали, что находятся в центре еврейской культуры. Студийцы с Ладожской под предводительством Екатерины Романовой взяли сложный, но искренний материал «Дневник Анны Франк». Рассказы ребят о собственном детстве перемежались с повествованием от лица еврейской девочки Анны. Зрители ощутили – в любые времена дети всегда будут детьми. У них есть мечты, чувства, стремления.
«Наша задача – дать детям возможность говорить о серьезных проблемах честно и открыто. Так они смогут прочувствовать свою ответственность перед завтра. Понять, как важно даже в самых тяжелых ситуациях оставаться Человеком» – рассказала Екатерина.
           Технический прогон подходит к концу. Вот студийцы Евгении Латониной (Пушкинская 20) группой выходят из лифта. Звучат нестройные советские напевы. Фойе культурного центра вмиг краснеет – пространство с катастрофической скоростью заполняется девчонками в красных галстуках, юбках и мальчишками в малиновых шортах. Сегодня на сцене ЕСОДа ребята играют отрывок из повести Лидии Чуковской «Софья Петровна».
           «Эту уникальную историю написала дочь Корнея Ивановича в 1939 году. Это живой памятник эпохе. Страшно представить, что кто-нибудь бы нашел у неё эту повесть, существовавшую тогда в одном рукописном варианте. Писательница подвергала себя большой опасности. Тем не менее, произведение начинается радужно, светло, с верой в будущее советского государства. А потом наступает 37-й год, и настаёт глобальный эксперимент над народом, который затеял вождь Иосиф Сталин. Материал принимает совсем иной оборот. В то время, только по официальным данным, один миллион четыреста тысяч человек было репрессировано, расстреляно. И это всего лишь до конца 1938 года. Люди пребывали в шоке, не понимали, как это возможно. А Ленинград был тогда одним из эпицентров адской машины репрессий – появление термина «враг народа», доносы, клевета. Думаю, говорить об этом сейчас важно и актуально, чтоб уже никогда не вернуться в то, нездоровое время» – подчеркнула режиссер Евгения Латонина.
           «Привет из прошлого» – советский марш, костюмы, деревянные парты, и большой красный флаг. В постановке заняты дети от 12 до 17 лет. Что знают об этом времени современные школьники? Смогут ли они вернуть своих родителей в мир советского быта? Задача прямо скажем не из легких. Но педагог провела с подростками огромную работу. Для того, чтоб донести до студийцев суть материала, группа тщательно разобралась во временной эпохе – погрузилась в историю. «Мы поговорили и о том, почему пионеры так выглядели, пели такие песни, о том, какими они были. Эти дети искренне верили в будущее, в мир, где все мы будут равны», – рассказал актер Родион Лузаков.
           Многие родители были уверены – их дети не смогут прочувствовать время, в котором им не довелось жить. Предстоял глобальный эксперимент группы над самими собой.
Одна из зрительниц, Татьяна Малахова, была искренне растрогана: «У Евгении Латониной получилось донести до них внутренний мир людей того времени. Я увидела и узнала мое детство: когда пионерия и комсомол были для нас самым важным в жизни, мы все стремились попасть туда. С какой гордостью дети шли в строю. С каким воодушевлением наши дети представили зрителям настоящих пионеров!».
Сдачу спектакля планируют на конец января – надо успеть к фестивалям «Брянцевский» и «Начало».
           Всё воскресенье, с раннего утра и до позднего вечера в зале культурного центра ЕСОД гремели аплодисменты и мелькали букеты. Технический прогон – маленький экзамен в большую театральную жизнь. И он прошел успешно. Но и после прогона работа не перестанет кипеть. Педагоги получат обратную связь от руководства, дети пообщаются с педагогами и родителями, и мы все продолжим трудиться над выбранным материалом.

           После ответственного дня директор студии «Я-Актёр!» Илья Златьев заключил – «Технический прогон – лакмусовая бумажка наших решений. Это возможность свериться с внутренним чувством – подходит ли материал, успешно ли проделана работа. Возможно, что-то придётся поправить, а что-то и заменить. Иногда в работах, режиссер и дети поднимают весьма острые темы, и только при идеальной и органичной игре, такие сюжеты можно выводить на сцену. Каждое занятие, каждый выход на площадку, каждое домашнее задание меняет наших актеров. А если дети могут меняться, то неужели и мы не можем меняться, учиться, творить так же как они?», – заключил директор театральной студии.
           Каждый может творить и меняться. И Технический прогон – тому подтверждение. Поздравляем всех с успешной сдачей маленького, но важного театрального экзамена!

Юлия Шалгалиева