Санкт-Петербург
Москва Санкт-Петербург Мурманск Тверь Краснодар Волгоград Ростов-На-Дону Казань Нижний Новгород Пермь Екатеринбург Тюмень Красноярск Саратов

[Сценическая речь] Упражнение для постановки «Р» и «Л»



Электронная версия упражнения, если ваш ребенок потерял бумажную версию между студией и домом 🙂

“МОТОР”
Открыв рот, поднимаем язык в форме ковша за верхние зубы на уровень альвеол и длительно произносим звук, средний между з и ж (как в упражнении “Дырявый барабан”). Воздушная струя должна быть сильной, в языке должна ощущаться лёгкая вибрация. Используя шарик на спице, соску, туго набитую ватой, или обыкновенную ручку с неострым концом (чтобы не поранить язык), проводим очень быстро из стороны в сторону предметом под кончиком языка, добиваясь появления рокота.
1. Беззвучно “жуём” распластанный кончик языка, широко открыв рот, как при произнесении звука А. Затем “включаем” голос. В момент соприкосновения зубов с языком будет слышаться звук Л: А…ЛА…ЛА…ЛА…
2. Произносим долгий звук Ы- “гудок”- и медленно выдвигаем кончик языка между зубами, легко прикусываем его, не прекращая произносить звук Ы- будет слышаться звук Л. Можно попытаться произнести звук Л не между зубами, а поставив язык в нужную позицию за верхние зубы на фоне непрекращающегося звучания звука Ы.
При носовом произношении звука Л необходимо акцентировать внимание на правильном направлении воздушной струи (по бокам языка) и закреплять верную позицию, отрабатывая приёмы выдвижения его вперёд (при носовом звучании кончик языка обычно оттянут назад).
Упражнение индивидуальное, только для тех студентов, кому Эльдар Дасаев выдаст как дополнительное домашнее задание.