Весной 2008 года Воскресенск стал участником творческой Олимпиады «Дети – детям!». Ярким праздником для города стал спектакль-сказка, собравший во Дворце Культуры «Химик» имени Николая Ивановича Докторова аншлаг. Прозвучали аплодисменты, лучшие актерские работы были отмечены дипломами. Вот только должна ли была закрыться воскресенская «Книга сказок»?
На финале творческой Олимпиады, где свои мини-спектакли показали восемь команд из разных городов Подмосковья, родилось решение – проекту дать дальнейшую жизнь. Воскресенскую театральную студию «Я – актер!» возглавил хорошо знакомый воскресенской ребятне Илья Жильцов.
Сегодня художественный руководитель студии раскрывает секреты актерского мастерства.
– Илья, студия «Я – актер!» сохранила костяк ребят, что выходили на сцену еще в проекте «Дети – детям!». Есть ли отличия в том, чем занимались ребята?
– Отличия во всем! Дело в том, что проект «Дети – детям!» был нацелен на то, чтобы за полтора месяца научить детей ориентироваться на сцене, быть яркими и уже играть в спектакле. Сейчас же учимся не представлять, а жить. На занятиях мы говорим о том, что есть целый мир – ТЕАТР. Это – мир переживаний, искренних и настоящих. Я уверен, что это главный магнит, который заставляет людей, «заболевших» театром остаться в профессии. Дети начинают понимать, что театр – это не костюм и не сцена, и даже не роль, а переживания, твои переживания. Оказывается их можно передать зрителю. Сегодня, на репетиции этюда Алина Муравых мне призналась: «Я будто бы в самом деле попала в ситуацию, когда мой любимый человек сказал, что нам незачем больше встречаться. Я перестала что-то судорожно выдумывать, и поступала так, как, наверное, стала бы себя вести в такой момент». Это самое главное. И нам, сидящим в зале, передалось это чувство. Это и есть главное отличие – мы начинаем работать на внутреннем уровне.
– Когда в этюде Полины Утукиной оживут деревянные фигуры, можно считать что все свершилось?
– Отличное сравнение! Замечательно, если так и будет. Но путь-то очень трудный. Дети приходят разные. Да и понимание театра у них разное. Сейчас у меня большая надежда, что маленькие артисты будут тянуться за старшими. Попав в среду обитания актера, продвигать их становление буду не только я, как художественный руководитель студии, но и вся атмосфера занятий будет способствовать росту актерского мастерства. Атмосфера нашей студии должна способствовать обучению. Создание такой атмосферы – первоочередная задача.
– В сентябре, когда прошли первые занятия – это ведь была скорее игра в уроки?
– В игре я старался узнать, а с кем собственно я имею дело? Как дальше строить занятия? Как научить детей верить тебе? Умею ли я разговаривать на детском языке? Это особенно важно, ведь ребята зачастую не верят нам, взрослым, просто потому, что мы их не понимаем. И правильно делают, что не верят. Осмелюсь предположить, что мы за время наших занятий уже выработали свой язык, на котором и общаемся. Приходят к нам в студию и новые ребята и приносят «новые слова» – это прекрасно! Значит и студия интересна! У старших ребят уже есть успехи. Самое время сработать принципу снежного кома, когда эти достижения будут расти. Прошедший недавно показ студийных, ученических работ показал, что наши ребята могут стать участниками творческих мероприятий, а в будущем и самим стать их творцами.
– Выступление ребят, и их громогласное заявление: «Я – актер!» стало новогодним подарком?
– Для меня – безусловно. Это стартовая площадка для дальнейших проектов в дар Воскресенску. Может быть, это не сразу будет грандиозная постановка, спектакль. Почему бы не начать с антрепризы?
– Сожалений и разочарований нет? Ведь на Олимпиаде «Дети – детям!» были все атрибуты принадлежности к актерскому цеху – сцена, декорации, восторженные зрители. А теперь скамейка – это три стула составленные воедино…
– Бутафория уходит на второй план. Только так и можно пришпорить своё воображение. Точно так же проходят занятия во всех театральных вузах страны: берется банкетка и «обзывается» тем, чем нужно – троном, смертным одром…Только талант студента способен все это оживить. Мне приятно участвовать при рождении этого волшебства, да и сам возвращаюсь в студенческие годы, когда подручные средства на занятиях сценического мастерства превращались и в автомобиль, и в непреступный редут. Полтора года назад было представление, а сейчас – работа. Только здесь нет места для скуки, потому что это работа души.
беседовал Сергей Глебов