[Сценарное мастерство] Итоги первого семестра


Знаменитый французский актер Жан Габен однажды открыл миру тайну - поделился рецептом хорошего кино. В фильме должно быть три ингредиента. Первое – хорошая история. Второе – хорошая история. И третье – хорошая история. Великий актер прекрасно знал, что залог успеха фильма – не что иное, как история, то есть сценарий.
Сценарное и актерское мастерство – лицевая и изнаночная стороны одного и того же. Однако в театральных и киновузах актерам сценарное мастерство не читают. Вашим детям повезло – руководство нашей студии решило ввести этот предмет. И это очень важно. То, что многие актеры делают интуитивно, по наитию, ваши дети будут знать абсолютно точно.
В этом полугодии у нас было три задачи. Первая – наблюдение за жизнью вокруг. Для этого мы завели ежедневники сценариста, и будем вести их уже до самой пенсии. Ни один творец не выдумывает все только из головы. 80 процентов любого произведения – это переработанные наблюдения. Подслушанные реплики, подсмотренные сценки, пережитые ситуации. Наблюдение – источник вдохновения, без него не включается фантазия. А творческим людям без фантазии никак. Особенно актерам, которые становятся соавторами драматурга на сцене или съемочной площадке. Лучше всех с наблюдениями у старших ребят. У нас уже есть свои комедиографы: когда Лида Алёхина из Апрелевки или Аня Сергеева из Воскресенска читают свои записи, зал лежит.
Вторая наша задача – это освоение азбуки драматургии. Мы уже познакомились с основными понятиями: событие, конфликт, система персонажей. Сделали первые шаги в анализе драматургии фильмов. Но самое главное – у нас есть возможность разобрать то, что мы только что отыграли. Это не умозрительный анализ, а анализ, прочувствованный на себе. Особенно преуспели в этом «Козлята» из Апрелевки, «Маленькие ведьмята» из Подольска и «Валентиновцы» из Воскресенска.
Ну и, наконец, задача номер три – это попытка кое-что сочинять самим. В этом полугодии мы сочиняли музыкальные истории. И, надо сказать, кое у кого получается неплохо. Хочу особо отметить Алину Кокореву из Видного, Полину Утукину и Алину Муравых из Воскресенка. А Вася Богданов даже перевыполнил задание – он написал самый настоящий сценарий. Это очень необычный документальный проект, который он скоро будет снимать - сам.
В следующем полугодии мы будем развивать все эти три направления. Познакомимся со структурой сценария, научимся раскладывать историю на композиционные элементы, точно определять завязку, кульминацию, развязку. Кое над чем будем работать уже в новогодние каникулы. Так что если Ваш ребенок во время боя курантов вдруг бросится что-то записывать в блокнот, не пугайтесь – он, скорее всего, просто выполняет задание по сценарному мастерству.

С наступающим Новым годом!
Здоровья, удачи и вдохновения!
Ваш Всеволод Вячеславович